|
Монако
Исторический очерк о том, как Монако стало богатым и знаменитым
Территория современного княжества Монако была обжита еще в доисторические времена. В раннем средневековье край грабили готы, лангобары, сарацины. В XII веке им завладели генуэзцы, В 1215 г. построившие здесь крепость. Франческо Гримальди "хитрый" гвельф, изгнанный из Генуи, вознамерился захватить крепость.
Он и его соратники переоблачившись в францисканские рясы, проникли в крепость, но не смогли ее удержать. Тем не менее Карл II Анжуйский передал эти земли Гримальди, которого к тому же назначил адмиралом Франции. С тех пор фамильный герб семейства Гримальди украсился фигурами монахов с мечами. Когда на трон взошел Карл III, поступления в казну почти равнялись нулю, но вместо того, чтобы обложить подданных налогами, сюзерен решил открыть игорный дом, ставший знаменитым казино. Так в 1861 году возникло общество морских купален, быстро разбогатевшее
Вокзал в Ницце, откуда мы поехали в Монако, как и все вокзалы, не отличается ни особой красотой, ни чистотой. На вокзале автомат по продаже бутылок с прохладительными напитками проглотил 10 франков и не подавился. Мои попытки извлечь бутылку известным всем способом - стуча по автомату кулаком - не увенчались успехом. Пришлось пожертвовать еще 10 франками. В поезде ничего особо интересного мне не запомнилось, кроме, пожалуй, двух не очень молодых кумушек, всю дорогу о чем-то оживленно болтавших. Они довольно часто при этом вскрикивали "о-ля-ля", чего я до сих пор не слышала и что у меня всегда ассоциировалось с французами.
Городки, мимо которых мы проезжали, по-видимому все являются курортными городками. Название одного из них мне запомнилось особенно хорошо. В переводе это звучит просто и красиво- "Красивый городок у моря".
Вокзал в Монако оказался много чище, чем в Ницце. Наверное большие деньги отражаются здесь на всем. На улицы города мы поднялись на лифте. Такое впечатление, что он построен внутри горы. Позже я убедилась, что все в Монако привязано к горному ландшафту.
Первое место, куда возят туристов - это "Экзотический сад"
"Экзотический сад"
Сад расположен на утесе, выступающем в сторону Фонвьей, устроен выдающимся садово-парковым архитектором Луи Нотари. С его территории можно любоваться видами Ле-Роше, порта, Монте Карло, Кап-Мартен и Кап-Ферра. Лестницы, вырубленные в скале, пешеходные мостки и тропинки вьются среди роскошной растительности, зачастую, действительно весьма экзотического вида. Здесь можно встретить разнообразные кактусы, ощетинившиеся колючками, цереусы, молочаи и т.п. Кроме того в саду растут редкие древовидные кактусы, иные высотой до 6 метров.
Сад удивительный. Фантастические, нереальные колючие шары мексиканских кактусов как-то не вяжутся с земной жизнью. Весь сад расположен на склоне горы и все растения, а это как правило кактусы, расположены в живописно разбросанных камнях, частично искусственных, но умело стилизованных под натуральные.
Дорожки огорожены поручнями из корявых веток. Короче говоря все должно говорить о естественной природе этого рукотворного чуда.
Дорожка выводит на смотровую площадку. С нее открывается замечательный вид на основное рукотворное чудо - город - Монте-Карло - столицу суверенного княжества, построенный на склоне горы.
Как удалось, на таком небольшом участке земли, на скалистых склонах и не менее скалистых берегах, построить город, который известен теперь во всем мире, как одно из самых богатых и привлекательных мест для элитной публики.
Роскошные отели умело вписаны в окружающий ландшафт. Один из них - отель "Эрмитаж" с фасадом в стиле модерн как будто поднят на постамент из отвесной скалы. И вообще более ухоженного города я, пожалуй, до сих пор не видела. Я была свидетелем того, как на цветочной клумбе выпалывали - нет не сорняки, а слегка завявшие цветочные лепестки, чтобы не нарушать общей благостной картины., а пока мы продолжали экскурсию по "Экзотическому саду". Осмотр заканчивается посещением сталактитовой и сталагмитовой пещеры. Я помню посещение аналогичной пещеры в Новом Афоне, где нас до пещеры везли в маленьких вагончиках, напоминающих вагоны метро. Здесь же мы спускались в пещеру по лестнице длиной в 400 ступенек. Чем глубже , тем сильнее становилась влажность. Сырые перила и ступени стали скользкими и коварными. Созданные природой за миллионы лет причудливые наплывы создавали дивное впечатление сказочного царства. Экскурсия шла на французском языке, которого я не знала. Еще спускаясь на 400 ступенек вниз я подумала, что столько же надо будет пройти наверх. Темп, которым поднимался экскурсовод заставил пожалеть об отсутствии подземного вагончика или лифта. Но оставаться под землей не очень хотелось и это заставило бойко скакать по скользким ступеням, поднимаясь все выше за тренированным экскурсоводом. Наконец-то мы выбрались наверх в солнечный октябрьский день и направились к следующему месту, куда обычно водят экскурсантов в Монако - Океанографическому музею.
Океанографический музей
Музей, расположенный в монументальном здании (архитектор Делаферти), поставленном прямо на морском утесе, был торжественно открыт в 1911 г. Идея его создания принадлежит князю Альберту I. Страстный исследователь морей, пионер в области океанографии, член Академии наук, основатель парижского Института океанографии, он представил для этого музея коллекции, собранные лично во время научных экспедиций. Центральный зал музея отдан хитроумной аппаратуре, позволяющей вести подводные наблюдения и исследования. Аквариум, состоящий из 80 отсеков, снабжен средиземноморской водой, подаваемой насосами. В его витринах - причудливые образцы морской флоры и фауны.
Музей со стороны моря я увидела только на цветной фотографии из альбома "Лазурный берег". Красивый фасад классической формы вписан в прибрежный ландшафт и как будто вырастает из морского утеса. С противоположной стороны находится площадь. Со стороны площади - вход в музей и океанариум.
У входа в музей стоит на вечной стоянке желтая субмарина - та самая "Yellow submarine" из известной песни Битлз. Ее размер совершенно не соответствуем масштабам популярности песни. Еще один замечательный человек связан с океанографическим музеем. До недавнего времени музеем руководил Жак-Ив-Кусто. Океанариум - это полутемный зал с подсвеченными витринами- аквариумами, в которых собрано огромное количество обитателей Средиземного моря. Морские звезды, кораллы всевозможных расцветок, морской петух и т. д.
Они плавают, прячутся от назойливой публики или просто маскируются под серые донные камушки, как например, камбала, которую просто не отличить от морского дна. И только пара глаз с одной плоской стороны этой рыбины выдавала присутствие живого существа. Я остановилась около одного огромного аквариума во всю стену длиной. Рядом на уровне моего лица замерла рыба. Я прошла к другому концу аквариума. Рыба последовала за мной и опять замерла на уровне лица и только внимательный рыбий глаз поглядывал на меня с укоризной. Смешно, но казалось, что рыба следит за мной. Может она смотрела и думала о тех двуногих, которые бродят по большому аквариуму. Какие они страшные и совершенно не умеют плавать. Я помахала ей на прощание рукой - пусть знает, что мы народ приветливый и не обижаемся на тех, кто нас преследует.
Казино Монте-Карло
Казино Монте-Карло состоит из нескольких зданий. Самое старое - это театр, построенный у моря в 1878-79 г.г. Шарлем Гарнье, автором парижской оперы. Самое новое - построено в 1910 году. За театром расположен ряд пышно обставленных игорных залов. Среди них залы, открытые для публики (Grand Salon de l'Europe, Salon des Ameriques, Salon de Grasces) и приватные (два зала Тузе и Франсуа Медсен). Монументальная лестница ведет к "чайному залу" и ночному клубу.
На площади казино расположено несколько красивых старинных зданий, одно из которых двухэтажное с мансардными окошками - и есть то самое известное казино.
Напротив расположен хорошо ухоженный сквер для прогулок, украшенный скульптурой в стиле модерн, напоминающую связку из великого множества желто-красных длинных шариков, нанизанную на вертикальный шест. Здесь же для праздной публики для компенсации проигрыша сделан уголок тропической растительности. Говорят, что в саду до сих пор сохранилось "место самоубийц", откуда проигравшиеся бросались на камни. Но я узнала об этом только, вернувшись домой и поэтому его не видела.
Вот не ожидала, что после моего возвращения домой все будут спрашивать, не побывала ли я в казино. И уверяли меня, что это просто необходимо было сделать - ведь новичкам везет. Но из-за моего негативного отношения к игорным заведениям мне такое даже не приходило в голову. Мне казалось, что туда пускают только роскошно одетую публику с толстыми пачками купюр, а не российского бюджетника в дорожной одежде. Позже я узнала, что туристов туда пускают, а вход запрещен местным жителям, и собакам. Так что если буду в Монако еще раз, то непременно зайду испытать свою судьбу.
Продолжение следует
Монако, его достопримечательности и богатство (интересные ссылки )
|